В сознании современного человека фотография становится чем-то совершенно обыденным, как бы мастерски она ни была сделана. Снимок привычен: каждый, у кого есть телефон, может называть себя фотографом, ведь он снимает. Доступность и простота современной фотографии подсознательно лишают её базовой ценности, которая присутствует у других видов искусств. Фотографам приходится заслужить её заново. Придя в театр, насколько бы ужасна ни была постановка, сложно сказать, что театр после этого — не искусство. С фотографией, согласитесь, иначе.

Первые фотографии создали не творцы, а изобретатели и бизнесмены — это творение физики и химии. Так и мастерство фотографа измерялось совсем не глубиной мысли или художественным видением, а навыком техническим. Создать качественное изображение — чёткое, стабильное, читаемое — было первой и последней задачей.

Качественный снимок сейчас — дело автоматическое и абсолютно естественное, но как зритель может высоко оценивать то, что стало таким привычным? Это и выдвигаю как основную проблему сегодня — подсознательное уравнение фотографии с предметом бытовым.

Основная ценность снимка формируется из практичности и связи со временем: дорогостоящая рекламная фотография ведёт к повышению продаж, все документальные снимки имеют непосредственную историческую и общественную ценность, в портретах люди заключают часть своей жизни. А то, что безвременно, то что не служит какой-то ясной цели — неизбежно теряется среди утилитарности. Люди не знают, что делать с такой фотографией: она не несет ничего, кроме созерцательности, и человек, на контрасте с привычным восприятием, не может даже помыслить о такой фотографии как об элементе роскоши или искусства. Проблема кроется не в медиуме, а в нашем (в том числе и моём) отношении.

Конечно же, всё это несколько утрировано, но будем честны: как давно вы удивлялись фотографии как технологии? Возможности по нажатию кнопки создать отпечаток мгновения, заморозить время? 

Насколько же быстро и часто человек привыкает к современным условиям, воспринимает их не иначе как данность. Поколения, что следуют годами за мной, уже не знают иной фотографии (да что уж там, я сам ее застал лишь мельком), простой, некачественной, не знают времени, когда фото на телефон и на камеру не брались даже сравнивать. На смартфонах их родителей есть все: их рождение, первый шаг, первое слово. (Конечно, моя жизнь тоже так документировалась, но происходило это, скажем так «по-праздникам» и совсем иначе:))

Снимок — был осознанным действием. Сейчас — это привычка.

Я стремлюсь к тому, чтобы оторвать зрителя от мысленного стандарта, показать фотографию так, чтобы это слово, название — его даже не посещало.

Не хочу, чтобы люди думали «как (это сделано)?». Задавайте другие вопросы.

Авторские тексты

Фотография и восприятие в современности. Сафонов Владислав, фотохудожник

Старые фотографии и ценность, диалог с самим собой

Перебирая фотографии, что ты оставишь, фотографию себя или фотографию свою?
Фотография и восприятие в современности. Сафонов Владислав, фотохудожник

Поиск вдохновения

В своем творчестве я придерживаюсь позиции, что вдохновляться нужно не фотографией
Фотография и восприятие в современности. Сафонов Владислав, фотохудожник

Фотография — метод

Мне порой странно называть себя фотографом, я не напрямую фотографией занимаюсь по большей части…